В рамках цикла «Системы образования в разных странах» для воспитанниц Куртамышского СУВУ было проведено мероприятие о системе образования в Финляндии.
Финская система образования заслуженно считается одной из лучших и получила признание во всем мире. Об ее эффективности свидетельствуют высокие достижения финских школьников. Как и во многих странах Европы, она состоит из следующих звеньев: дошкольное образование, школьное образование, среднее специальное образование, высшее образование.
Школа делится на 2 уровня: начальная (или младшая), старшая.
В первые годы обучения оценки школьникам не выставляются. В финской школе учитель имеет право оценивать учеников только согласно строгому регламенту. С 1 по 4 класс числовых оценок нет — вместо них используются словесные формулировки: «очень хорошо», «хорошо», «довольно хорошо», «надо больше заниматься». В 5 и 6 классе впервые появляются числовые оценки — от 4 до 10. У каждой также есть словесный эквивалент:
10: «отлично»,
9: «похвально»,
8: «хорошо»,
7: «удовлетворительно»,
6: «посредственно»,
5: «сносно»,
4: «не засчитывается».
Чтобы родители имели представление об успехах ребенка, учитель дает им оценочные характеристики: «хорошо поработал на уроке», «надо еще разобраться в теме». Привычные оценки появляются лишь после 3 класса, и то в устной форме.
Закончив начальную школу, ученики переходят в старшую. Обучение в ней длится 3-4 года. В старшей школе действует 10-балльная система оценки знаний, но дневников у учеников нет. Родители могут контролировать успехи в учебе своих детей через электронный журнал. Также раз в месяц куратор класса выдает родителям табель с оценками.
В 9 классе большое внимание уделяется изучению профессий. Ученики сами могут выбрать место, где бы они хотели работать в дальнейшем. На предприятии им расскажут о выбранной профессии, особенностях работы. После окончания общеобразовательной школы выпускники могут продолжить обучение или устроиться на работу.
В 10 класс по желанию идут те, кто хочет улучшить свои знания.
Следующая ступень после общеобразовательной школы – средние специальные учреждения, к которым относятся лицеи и профессиональные колледжи. Чтобы попасть туда, не надо сдавать экзамены. При приеме учитывается средний школьный балл по предметам. Колледжи считаются менее престижными. В них попадают ученики с более низким средним школьным баллом. В зависимости от выбранной специальности (а выбор богатый) обучение здесь длится от 1 до 4 лет. Основной упор делается на практику. Закончив колледж, выпускники могут устроиться на работу.
Высшее образование в Финляндии можно получить в университетах, где акцент делается на научной и исследовательской деятельности, или в политехнических институтах, уделяющих большое внимание практическим занятиям.
В финском парламенте создана специальная комиссия по вопросам будущего, которая сформулировала два основных принципа, которых должна придерживаться система финского образования в ближайшем будущем:
- старательность важнее одаренности, каждый способен на достижение определенных результатов в изучении математики, языков и т.д., не будучи при этом математическим гением или полиглотом, старание должно поощряться;
- внутри каждого человека скрыт цветок – то позитивное умение, в котором именно он способен раскрыться во всей своей красе, задача школьного образования состоит в том, чтобы дать этому цветку прорасти и расцвести.
Подготовила: Усынина О.А.