Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

8:00 - 17:00, Пн-Пт

  +7(35249)2-13-04 Приёмная

Показать на карте

Конфликты с собственным ребёнком и пути их решения»

22.12.2023

Конфликты с собственным ребёнком и пути их решения»

Так что же такое конфликт?
Конфликт - это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы, нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона. Конфликты - это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.
Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.
Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.
Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.
Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от её решения может привести к проблемам куда более серьёзным:
•    Проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
•    Проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т.д.);
•    Проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

Как и почему возникают конфликты между детьми и их родителями?
Столкновение интересов – удовлетворение желаний одной стороны ущемляет интересы другой. Когда начинаются противоречия, одни родители не видят другого выхода, как настоять на своем, другие считают, что лучше уступить, сохраняя мир и спокойствие. Но этот путь неконструктивен – выигрывает только один. Если все время выигрывает взрослый, дети оказываются побежденными. Они растут в такой обстановке либо агрессивными, либо подавленными, в детях накапливается озлобление и обида, их отношения с родителями нельзя назвать близкими и доверительными.
Неконструктивен и второй путь разрешения конфликта, где всегда выигрывает ребенок. Кто из него вырастает в будущем? Эгоист.
Каков же путь благополучного выхода из конфликта, когда выигрывают обе стороны?
Для того чтобы понять это, необходимо задуматься над причиной возникновения конфликта.
Все конфликты основаны на самых неприятных эмоциях – гневе, злобе, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека, его психику, здоровье, взаимоотношения с людьми.
Гнев – чувство вторичное, происходит он от переживаний другого рода, таких как боль, страх, обида. Об этих чувствах ребенок чаще всего умалчивает, скрывает их, ему сложно их высказать. А скрывать эти чувства обиды, гнева, боли очень часто учат сами родители с самого раннего детства. Далее мы расскажем о ряде родительских директив, вернее, об их скрытом смысле, которые оказывают влияние на психоэмоциональное развитие ребенка, что и приводит в дальнейшем к различного рода конфликтам. А осознав свои ошибки, многие родители могут этих конфликтов избежать.

1."Не живи"
Родители "уничтожают" ребенка: "Глаза бы мои тебя не видели", "Мне не нужна такая плохая девочка", "Сколько тревог ты мне принесла" (обвинения родителей).
Скрытый смысл: легче управлять ребенком, так как у него возникает чувство вины, он искренне верит, что является "источником проблем". Данная директива несет деструктивный (неразрешимый) характер, и с возрастом детская вина усугубляется, что позволяет взрослым манипулировать ребенком. Он делает для себя вывод: "Лучше бы меня не было".

2. "Не будь ребенком"
Достаточно часто встречается фраза родителей: "Что ты ведешь себя, как маленький". При этом делается акцент на том, что детское состояние - плохо, а состояние взрослости оценивается положительно. Данная директива является причиной комплексов, как правило, у старших детей в семье и у единственного ребенка. Например, единственный сын у одинокой матери: "Скорее бы ты стал большим". Это приводит к тому, что во взрослой жизни люди берут на себя слишком много обязательств, у них возникают трудности в общении со своими детьми, поскольку им легче вовлекать ребенка в свои заботы и дела, чем входить в его состояние детства.

3. "Не думай"
Часто встречающиеся в речи взрослых фразы: "Не умничай", "Делай, что говорят", "Я лучше знаю, что надо делать". Дети начинают испытывать недоверие к своим интеллектуальным способностям, чувствуют опустошенность сознания.
Выделяется еще один вариант директивы: "Не думай о чем-то конкретном", когда родители лишают ребенка возможности принимать рациональное решение. Коррекционным воздействием может быть научение ребенка делать паузу между рассуждениями и действиями.

4."Не чувствуй"
Существует два варианта программирования.
По отношению к чувствам (например, "Как тебе не стыдно бояться собаки?", "Как ты можешь злиться на папу?"). Такие эмоции, как гнев, страх, обида, находятся под запретом. Это эмоции обладают силой разрушения внутренней гармонии личности. Впоследствии человек не может вербализировать (высказать словами) свои чувства.
По отношению к ощущениям (например, "Подумаешь, какой-то синяк"). Родители не принимают во внимание физическую боль, ощущения ребенка, что в будущем у него утрачивается способность к безопасности.

6. "Не достигай успеха" (например, "У тебя все равно ничего не получится!").
Ребенок трудолюбив, старателен, но свои достижения считает незаслуженными. Причиной данного отношения к ребенку может быть скрытая зависть родителя.

7. "Не будь лидером" (например, "Всегда тебе больше всех надо", "Не высовывайся!").
В этом случае родители, скорее всего сами имеют заниженную самооценку и обеспокоены тем, что ребенку будут завидовать сверстники или недолюбливать его.

Главная способность в конфликте – способность к конфронтации – объяснению.
Это – умение:
•    Отстаивать свою позицию открыто, «лицом к лицу»;
•    Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, её содержание, а не человеческие качества своего партнёра;
•    Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.
Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается («запечатлевается» - говорят специалисты) в психике ребёнка.
Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
«Что же тут страшного?» - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.
Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому – то нужен.
Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: «Как здорово, что ты у меня есть!», «Я люблю, когда ты дома», «Рада тебя видеть», и при этом ласково прикоснулись, погладили, улыбнулись, обняли.
Безусловно, принимать ребёнка – это значит любить его. Любить не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально, помогая психологически развиваться.
Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.
Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону. Если вы будете следовать советам, данным в статье, то сможете избежать конфликтных ситуаций. Желаем вам успехов!



Надежда Кочарина

Возврат к списку