Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

8:00 - 17:00, Пн-Пт

  +7(35249)2-13-04 Приёмная

Показать на карте

Мифы и реальность подросткового суицида

25.12.2023

Мифы и реальность подросткового суицида

Суицидальное поведение объединяет в себе все проявления суицидальной активности: суицидальные мысли, желания, намерения, высказывания, попытки, угрозы.
Термин «суицидальное поведение» применим к подростковому возрасту. Именно в этот период суицидальное поведение отличается многообразием.
До 13 лет – суицидальные попытки чрезвычайно редки.
С 14-15 лет - суицидальная активность нарастает и достигает своего максимума к 17-19 годам.
Проблема самоубийства подростков является проблемой пограничной психиатрии, то есть той области, которая занимается изучением психопатии и непсихотических  реактивных состояний на фоне акцентуации характера.
Внутреннее суицидальное поведение включает в себя:
- суицидальные мысли;
-представления;
-переживания;
-суицидальные тенденции, среди которых можно выделить суицидальные замыслы и намерения.
Выделяют 3 ступени перехода внутреннего суицидального поведения во внешние формы. Под этими ступенями выделяют так называемые антивитальные переживания. К ним относятся размышления на тему: «Об отсутствии ценностей жизни». Они выражаются:
- «жить не стоит»
- «не живешь, а существуешь».
В таких высказываниях нет четких представлений о собственной смерти. В них имеется отрицание жизни.
1 ступень - возникают пассивные суицидальные мысли.
   К ним относятся: представление фантазии на тему собственной смерти, но не на тему лишения себя жизни, примером этого является высказывание «Хорошо бы умереть», «Заснуть и не проснуться», «Если бы со мной что-нибудь случилось, и я умер…»
2 ступень – суицидальные замыслы.
           Это активная форма проявления суицидальной активности. Это тенденция к самоубийству. На этой стадии продумываются способы лишения себя жизни, а также время и место действия.
3 ступень – суицидальные намерения.
            Они предполагают присоединения к замыслу решений и волевого компонента, что побуждает переход внутреннего суицидального поведения во внешние формы.
Внешние формы – включают в себя попытки и завершённые суициды.
        Факторы, способствующие самоубийству:
1)Сниженная толерантность к эмоциональным нагрузкам.
2)Неблагополучие, неполноценность в контакте.
3)Неадекватная самооценка (завышенная, заниженная,    неустойчивая).
4)Свойства психологической защиты (доминирует реакция ухода, избегания).
5)Социально-психологические факторы: - семейная дезорганизация
а) утрата родителей, особенно до 12 лет.
б) распад семьи в следствии развода.
в) отец в семье часто отсутствует или играет пассивную роль при властной деспотичной матери.
6)Школьные проблемы.
7)Сексуальные проблемы (разрыв с любимым человеком; унижение чувства собственного достоинства).
Мифы и реальность о подростковом суициде.
Следует развеять существующие в обыденном сознании мифы о подростковых самоубийствах, потому что они могут стоить человеческой жизни. Приведем некоторые их них.
МИФ: «Те, кто говорят о самоубийстве, редко предпринимают попытку или совершают его».
ФАКТ: Большинство подростков до совершения суицидальных попыток или самоубийств приводят важные словесные доказательства своих намерений. Говорящий о самоубийстве переживает психическую боль и таким образом «кричит» о помощи и ставит в известность о своей боли людей.
МИФ: Настоящее самоубийство случается без предупреждения.
ФАКТ: Примерно 8 из 10 суицидентов подают окружающим предупреждающие знаки о грядущем поступке.
МИФ: «Тенденция к суициду наследуется».
ФАКТ: Не существует достоверных данных о генетической предрасположенности к самоубийству. Тем не менее, предыдущий суицид в семье может быть деструктивной моделью для подражательного поведения. Человек лишь использует аутоагрессивные модели поведения, если они существуют в семье или значимом окружении.
МИФ: «Ничего не могло бы остановить ее, если бы она уже приняла решение покончить с собой».
ФАКТ: Большинство подростков, обдумывающих возможность самоубийства, разрываются между желаниями жить и умереть. Они хотят, чтобы их страдания закончились, и в то же время стремятся найти альтернативу или пути разрешения боли, но слишком часто их крик о помощи остается не услышанным друзьями, семьей и даже специалистами.
МИФ: «Суицидальные подростки являются психически больными».
ФАКТ: Большинству молодых людей, предпринимающих попытку самоубийства, не может быть поставлен диагноз психического заболевания, хотя, естественно, хроническая душевная болезнь повышает риск самоубийства. Многие совершающие самоубийство не страдают никакими психическими заболеванием.
МИФ: «Если человек в прошлом совершил суицидальную попытку, то больше подобное не повторится, так что опасность позади, можно не заботиться об этом».
ФАКТ: Одна из основных проблем суицидального поведения заключается в опасности повторения: около 40% молодых людей, пытающихся расстаться с жизнью, уже имели, по меньшей мере, одну попытку; чем моложе субъект, тем больше опасность рецидива в течение года после суицидальной попытки.
МИФ: «Все самоубийства импульсивны, их нельзя предвидеть и предупредить»
ФАКТ: Большинство суицидентов вынашивают свои планы, прямо или косвенно сообщая о них окружающим.
МИФ: «Все самоубийцы – депрессивные люди, поэтому помощь им может только врач».
ФАКТ: Не все суициденты страдают депрессией. Практически самоубийство может быть совершено любым человеком, Любого типа характера, с любыми наклонностями.
МИФ: «Самоубийственное заражение».
ФАКТ: Психологи, педагоги, социологи – все, кто, причастен к проблеме детских суицидов, знают: самоубийство – «заразное явление», особенно среди подростков. Подростки вообще внушаемы, и если в школе была серьезная попытка самоубийства, в особенности – завершенная, следует ожидать, что за ней потянется «шлейф» подражательных попыток.
МИФ: «Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается так же, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза он будет совершать суицидальные попытки снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего».
ФАКТ: В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то больше покушаться на свою жизнь они никогда не будут.
МИФ: «Существует точка зрения, будто разговоры с подростками на «суицидальные» темы представляют немалую опасность, так как они могут захотеть испытать эту опасность на себе».
ФАКТ: На самом же деле, разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Суицидальные мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть суицидальноопасными.

КАК ПОМОЧЬ

ВЫСЛУШИВАЙТЕ — «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить общими словами типа «Ну, все не так плохо», «Вам станет лучше», «Не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы и внимательно слушайте.
ОБСУЖДАЙТЕ — открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом — большинство людей чувствуют неловкость, говоря о самоубийстве, и это проявляется в отрицании или избегании этой темы. Беседы не могут спровоцировать самоубийства, тогда как избегание этой темы увеличивает тревожность, подозрительность.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям при предполагаемом самоубийстве. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать педагога за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что вы принимаете их всерьез.
ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ — обобщайте, проводите рефрейминг — «Такое впечатление, что ты на самом деле говоришь...», «Большинство людей задумывалось о самоубийстве...», «Ты когда-нибудь думала, как совершить его?» Помогите подростку открыто говорить и думать о своих замыслах.
ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР проблем — признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны — узнайте, чем вы можете помочь, поскольку вам он уже доверяет. Узнайте, кто еще мог бы помочь в этой ситуации.
Заведующая СПС: Светлана Крюкова

Возврат к списку